Герб региона
www.russia-companies.ru

Информация по фирмам и компаниям всех регионов России


Поиск по сайту:


Республики: Края: Области: Автономные округа: Автономная область:




Яндекс цитирования

Главная >> Чувашская Республика

Алатырь


Фирмы и предприятия города:
Алатырь
Алатырь
Алатырь
Алатырь
Алатырь
Алатырь

АЛАТЫР, город в Российской Федерации, Республика Чувашия, расположен в Среднем Поволжье, на левом берегу р. Сура, при впадении в нее р. Алатырь, в 195 км к югу от Чебоксар. Железнодорожная станция. Аэропорт. Районный центр. Население 46,2 тыс. человек (2001). Основан в 1552. Город с 1780.
Основные промышленные предприятия: АО «Электроавтомат», «Электроприбор», электромеханический «Лисма», низкотемпературных холодильников, механический, «Альба» (выпуск пианино), «Мебельная фабрика». Предприятия обувной, текстильной, пищевой промышленности. В районе обнаружены месторождения торфа, глины, песка и др.
Основан Иваном Грозным как укрепленный пункт для охраны границ Московского государства в устье р. Алатырь. С 1780 уездный город Алатырь.
В городе работают краеведческий и художественный музеи.
В городе и его ближайших окрестностях насчитывается 15 соборов и церквей, в т. ч. Иоанна Предтечи (1703), Рождества Богородицы (1747). Действующие монастыри: Свято-Троицкий мужской (основан в 1584) и Киево-Николаевский Новодевичий женский (основан в 1634). В Алатыре также сохранились каменные особняки конца 19 — начала 20 вв.
В городе существует дендрарий.
В Алатыре прошли детские и юношеские годы скульптора С. Д. Эрьзя (Нефедова), кораблестроителя А. Н. Крылова (установлены памятники, открыты мемориальные дома-музеи), конструктора-оружейника А. И. Судаева и др.


Ала́тырь (чуваш. Улатӑр, эрз. Ратор ош) — город в России, административный центр Алатырского района Чувашии.

Население 42 165 чел. (2008).

География

Город расположен в Среднем Поволжье, на левом берегу реки реки Сура, при впадении в неё притока Алатырь. Территория города — 41,7 км².

Герб и флаг города


Герб города утверждён Указом Императрицы Екатерины II 22 декабря 1780 года и представляет собой «Три золотых колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели». Восстановлен в качестве официального символа города решением Собрания депутатов города Алатыря от 29 мая 2009 года.

Изначально в верхней части герба 1780 года находилась колонна с короной – герб Симбирской губернии. Также существовали советская версия герба (1979 года) и различные модификации дореволюционного, активно использовавшиеся в 1990-х – 2000-х годах.

Флаг города – «прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Алатыря в красном и желтом цветах».

История

Официальной датой основания города считается 1552 год — время первого упоминания Алатыря в Патриаршей (Никоновской) летописи: И учал государь мыслити з братом своим со князем Владимиром Андреевичем и з бояры и с всеми воеводами, как итти х Казани и на которые места; и приговорил итти государь надвое, вмещениа для людем, а самому государю итти на Володимерь и на Муром, а воевод отпустити на Резань и на Мещеру, а сходитца на Поле за Алатарем. 


Данный текст — один из фрагментов описания последнего (третьего) похода Ивана IV на Казань, закончившегося покорением Казанского ханства.

Упоминание Алатыря в одном ряду с другими городами позволило историкам высказать предположение, что к тому времени город уже существовал. В частности, в «Географическом Лексиконе» Ф. А. Полунина приводятся сведения, указывающие на то, что Алатырь был основан ещё в XIII веке, во времена княжения Юрия Всеволодовича Владимирского как острог на месте мордовской деревни, который в XVI веке был перенесён Иоанном IV на новое, более удобное для крепости место .

Разногласия среди историков вызывает и то, когда в действительности русское войско во главе с царём проходило по территории нынешнего города. Так, один из исследователей истории Присурья В. М. Шишкин, считает, что Алатырь мог быть основан Иоанном Васильевичем во время не последнего, а ещё 1-ого казанского похода (то есть в 1547—1548 годах) 

Безусловным и неоспоримым является лишь тот факт, что поселение на месте современного города существовало задолго до его упоминания в русских летописях. Это подтверждается и найденными остатками древнего городища (предположительно принадлежавшего одному из мордовских племён), и археологическими находками (в том числе X—XII веков), и сохранившимся в топонимике Алатыря названием эрзянского поселения Сандулеи (эрз. — Сянглей, «Развилка реки»).

Так или иначе, не позднее 1552 года (по версии В. Э. Красовского — 4 августа 1552 года ) царь Иоанн Васильевич подошёл со своим войском к высокому берегу Суры в месте впадения в неё реки Алатырь и «…приказал тут же при себе… построить город рубленый и укрепить его по всем правилам тогдашнего крепостного искусства, назвав его по имени реки — Алатырем» [5]. Именно с этого времени началась история города Алатыря как русского военного, культурного и религиозного форпоста на восточных границах Московского государства.

Вместе с Ядрином, Васильсурском и Курмышом (в настоящее время — посёлок на другой стороне Суры, в Нижегородской области) эти остроги стали проводниками военно-административного влияния Нижнего Новгорода — руки молодого Российского государства, обращённой на восток, на земли «горных черемис». Горные черемисы, то есть местные чуваши и правобережные марийцы, в свою очередь, за год до взятия Казани были приняты «под руку» Иоанна Васильевича, и это, по мнению историков, решило судьбу Казанского ханства. Так что, отмеченные в июне 2001 года 450 лет вхождения Чувашии в состав России, 450-летний юбилей Алатыря в 2002 году и 450 лет взятия Казани — связаны весьма тесно.


После того, как основанный на месте булгарского Сенбера русский Симбирск (по-чувашски до сих пор город называется «Чěмпěр») стал крупным административным центром, Горная сторона (почти территория современной Чувашии), «висевшая» между Нижним и Казанью, оказалась «растянутой» между вершинами треугольника — Симбирском, Нижним Новгородом, Казанью. Южные её районы, а также юг нижнего Посурья с Алатырем (то есть южная часть Алатырской провинции), передаваемые от Казани к Нижнему и обратно, в 1780 году отошли к Симбирскому наместничеству (затем губернии). В том же году Алатырь стал городом. На Симбирск, кстати, ориентировалась в XIX веке и большая часть Чувашии, по крайней мере, культурно (влияние Н. Новгорода не шло дальше Ядрина, а Казань была центром татарским и исламским). В Симбирске взросла национальная чувашская интеллигенция, следовательно, этот город есть место рождения современного национального самосознания чувашей. В этом плане, Алатырь — город двух монастырей, крупный миссионерский центр (ориентированный на чувашей и мордву), стал культурным форпостом Симбирска.

Советская власть внесла свои коррективы в ситуацию: для молодых национальных автономий были «взращены» собственные политические, экономические и культурные центры. Так возникли Чебоксары и Саранск. Соответственно, тройная периферия, включавшая всю нынешнюю Чувашию, половину Мордовии, юго-восток Нижегородской и северо-запад Ульяновской областей перестала существовать. Реликт этой территории — общая периферия четырёх городов (Н. Новгорода, Чебоксар, Ульяновска, Саранска) с центром в Алатыре, место пересечения разных экономических зон влияния, исторических, культурных регионов и национальных ареалов. Отсюда до Саранска 145 км, до Ульяновска 160 км, до Чебоксар 185 км.

Проведённое в 1920-х годах административно-территориальное межевание привело к ликвидации таких периферийных территорий. Части алатырского уезда, с которыми город до сих пор имеет тесные связи, были переданы Нижнему Новгороду, Саранску и Ульяновску, сам же Алатырь — русский город на мордовских землях (многие русские тут — ассимилированная мордва) — после некоторых колебаний, совершенно не учитывая мнение населения и несмотря на протесты Алатырского уисполкома и Ульяновского губисполкома, 7 сентября 1925 года был передан в состав Чувашии.

Демография

Численность населения Алатыря изменялась следующим образом: в 1795 г. в городе проживало 2830 чел., в 1825 г. — 3565. После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, население города стало стремительно расти: в 1897 году оно составило 12209 чел., а к 1915 году — удвоилось, достигнув отметки в 25144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии (для сравнения — население Чебоксар в начале XX века составляло около 5500 жителей).

После 1917 года темпы роста населения города заметно снизились: в 1939 г. численность жителей составила 29800 чел., в 1959 г. — 36900 чел., в 1979 г. — 45300 чел., в 1989 г. — 47600 чел. Кризис в стране привёл к тому, что с начала 1990-х годов население города стало уменьшаться и составило по данным переписи 2002 года 43000 чел.

Архитектура и достопримечательности

Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря. И это, в свою очередь, делает ещё более острым вопрос о необходимости принятия комплексных масштабных мер по восстановлению и реконструкции исторического центра города с целью сохранения неповторимой, самобытной культуры Алатырского края.

В число наиболее ярких и значимых памятников города Алатыря входят:

Православные храмы и монастыри


Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703 г.) — памятник федерального значения
Николо-Знаменская церковь (1770 г., классицизм) — памятник федерального значения
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1747 г.)
Казанская (Пятницкая) церковь (1779 г., псевдорусский стиль), — находится в аварийном состоянии; пожар 2001 года уничтожил шатровую крышу колокольни
Крестовоздвиженская (Полевая) церковь (1826 г., классицизм)
Иверская (Больничная) церковь (1846 г.)
Церковь Иакова Алфеева (1875—1895 гг.)
Церковь Рождества Христова (1755 г.), — находится в аварийном состоянии
Софийская церковь (1787 г.), — имеются утраты, используется как цех з-да «Электроприбор»
Собор Святого духа Свято-Духовой пустыни (1830—1833 гг.), — имеются значительные разрушения
Свято-Троицкий мужской монастырь (изв. с 1584 г.):
Настоятельские и монашеские покои (1820—1830 гг.)
Церковь Св. Сергия Радонежского (1800 г.)
Придел Божией Матери Казанской и пещерная церковь Серафима Саровского (1849 г.)
Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (основан в 1639 г.):
Вознесенская церковь (1753 г.), — имеются утраты
Покровская церковь (1764 г.)
Надвратная Церковь Святителя Николая (1737 г.)

Жилые и общественные здания

Казначейство (сер. XIX в.)
Дом купцов Поповых (кон. XIX в.), — ул. Кирова, 1
Дом купца Антонова (1859 г.), — ул. Горшенина, 28
Здание магазина (1900-е гг., модерн), — ул. Ленина,10
Дом купца Н. П. Лебедева (1898 г.)
Земская управа (сер. XIX в.)
Дворянское собрание (с 1911 г. — кинотеатр «Патэ»)
Типография С. Ф. Родионова (1882 г., перестроена в 1913 г.)
Дом Штанковского (типография и книжный магазин С. К. Пшеничникова)
Здания реального училища (кон. XIX в.)
Городское училище (1908—1911 гг., арх. Ф. О. Ливчак)
Женская гимназия (1908 г.)
Здание уездного суда (1912 г.)
Духовное училище (кон. XIX в.)
Здание трактира (1908 г.), — в советское время в здании располагалась столовая № 2
Жилой дом по ул. Ленина (XIX в.), — памятник деревянного зодчества
Гостиница «Сибирь» (1900-е гг.), — ул. Комсомола, 38; находится в аварийном состоянии, разрушен 2-ой этаж

Промышленная архитектура

Казённый винный склад (1898 г., арх. Павловский, Моргулин, Трескин), — ныне в здании располагается техникум железнодорожного транспорта)
Водонапорная башня (1912 г.)
Железнодорожное депо ст. Алатырь (1893 г.)
Производственные цеха паровозоремонтного завода (1893 г.), — в настоящее время — Алатырский механический завод

Православный Алатырь

В последние годы активно ведётся новое строительство в Свято-Троицком монастыре. В Алатыре имеется также Киево-Николаевский Новодевичий монастырь.

Образование

Среднее профессиональное образование
Алатырский автомобильно-дорожный техникум
Алатырский техникум железнодорожного транспорта (филиал Самарского Государственного университета путей сообщения)
Алатырский сельскохозяйственный техникум

Начальное профессиональное образование


РГОУ НПО «Профессиональное училище №3 г.Алатырь»

Транспорт

Через город проходит железная дорога Казань — Канаш — Пенза. Автодорога Алатырь — Ядрин соединяет город с автомагистралью М7 «Волга» Москва — Нижний Новгород — Казань. Кроме того, через город проходит дорога Нижний Новгород — Ульяновск.

Расстояние до г. Чебоксары — 185 км; до г. Саранска — 147 км, до г. Ульяновска — 160 км.

Известные горожане


Аникин, Виктор Иванович — архитектор
Горшенин, Константин Петрович — 1-ый Генеральный прокурор СССР
Кикин, Пётр Андреевич — статс-секретарь императора, участник Отечественной войны 1812 года, автор идеи строительства Храма Христа Спасителя в Москве
Кочетов, Александр Васильевич — лётчик, Герой Советского Союза
Крылов, Алексей Николаевич — кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР
Мазырин, Виктор Александрович — архитектор, автор особняка Арсения Морозова в Москве, известного как Дом дружбы народов.
Судаев, Алексей Иванович — советский конструктор-оружейник, майор
Шестаков, Николай Яковлевич - драматург
Нефёдов (Эрьзя), Степан Дмитриевич — российский и советский скульптор




Просмотров: 8859

Печать страницы
Рекомендовать cайт
Сегодня: Воскресенье, 19 ноября 2017 г.
На главную страницу Написать письмо Карта сайта